Коммунальное  государственное учреждение "Общеобразовательная школа села Симферопольское отдела образования по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области"
"Ақмола облысы білім басқармасының Зеренді ауданы  бойынша білім бөлімі Симферополь ауылының жалпы орта білім беретін мектебі"  коммуналдық мемлекеттік мекемесі

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Родительское собрание на тему детско-подростковый суицид

12.05.2017

Общешкольное родительское собрание

ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД

Одной из основных проблем современного общества является обострение суицидального поведения среди населения.

Мировое сообщество тревожит тот факт, что самоубийство находится на третьем месте среди причин смерти детей и подростков. Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают вполне серьезные мысли, чтобы покончить с собой, и с годами суицид «молодеет». Предполагается, что в последующее десятилетие число суицидов будет быстрее всего расти среди детей и подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет.

Что же такое суицид и

суицидальное поведение?

Суицид - это умышленное лишение себя жизни. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, психологических, социальных и экологических факторов.

Суицидальное поведение - всевозможные проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения и т.п. Особенно этот термин применим к подростковому возрасту, когда проявления суицидальной активности отмечаются многообразием. Считается, что суицидальное поведение в 90% случаях - это «крик о помощи» и лишь у 10% таких детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой.

Типы суицидального поведения

Суицидальное поведение условно можно разделить на три типа:

Демонстративное суицидальное поведение - разыгрывание сцен с изображением попыток самоубийства, безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с

расчетом, что вовремя спасут. В среднем каждая четвертая демонстративная попытка суицида заканчивается суицидом по неосторожности.

Аффективное суицидальное поведение - суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда, в силу напряженной

ситуации, может растягиваться на часы и сутки.

Истинное суицидальное поведение — имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной.

Мотивы и причины

детско-подростковых суицидов

Мотивов и причин, побуждающих подростка к совершению суицида множество, но на первый план нередко выступали стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы, и их такой страшный протест мотивировался бездушием, безразличием, цинизмом и жестокостью старших.

Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают такие, как: невыносимая душевная боль; одиночество; стыд за какой-то совершенный проступок; ощущение безнадежности и беспомощности; нестерпимая обида и недовольство собой (самоунижение); выражение путем суицида протеста и разрешения всех проблем.

Факторами, подталкивающими

подростка к самоубийству, могут быть:

·        Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительных отношений с родителями - один из сильнейших стимуляторов суицидов

у подростков.

·         Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих.

•   Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам  бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения ,  

удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.

·         Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого - « ничего».

·         Депрессивное состояние и психическое расстройство (кратковременное или долгосрочное) в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие массированного воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей насилие, низменные стороны жизни,

убийства и самоубийства.

·         Генетические факторы - некоторые подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида.

·        Неизлечимые болезни - такие как ВИЧ /СПИД, онкологические и венерические нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.

Признаки

суицидальных намерений у детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков и совершаемые ими суициды, в принципе не могут быть незамеченными окружающими и являться для них неожиданными. Этому, как правило, (за исключением единичных случаев), предшествуют:

Эмоционально-психологические

изменения:

·        Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.

·        Безразличное или враждебное отношение к окружающим.

·        Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога.

·         Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.

·         Потеря интереса к привычным видам деятельности.

·        Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Снижение успеваемости.

Изменения внешнего вида и поведения:

·        Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.

·        Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы ими молчание.

·        Причитания, склонность к нытью, ворчливость.

·        Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал.

·        Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.

·         Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.

·        Плохое поведение в школе.

·        Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках.

·        Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Изменения оценки действительности и собственной жизни:

·        Нигилистическое отношение к окружающим и действительности.

·        Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее.

·         Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой.

·         Поиск себе подобных суицидально-озабоченных в Интернете и других местах.

·         Связь с деструктивными сектами. Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов с цветением окружающей природы и душевной подавленностью.

Как предотвратить суицид?

Исследования показывают, что в большинстве своем молодые люди, которые пытались покончить или покончили с собой, умирать вовсе и не собирались. Они лишь хотели избежать проблем, которые  на их взгляд разрешить им не под силу иным способом.

До 75% таких детей и подростков, так или иначе раскрывали свои намерения: искали возможность высказаться и быть выслушанными; намекали об этом своим близким, знакомым, но часто натыкались на глухую стену и не были услышаны, поняты и приняты всерьез.

Поэтому дети и подростки, находящиеся в предсуицидальном состоянии, нуждаются как никогда в индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.

При подозрении на попытку

суицида со стороны подростка необходимо:

·        Немедленно проинформировать родителей или родственников подростка о возможной беде.

·         Обеспечить непрерывное наблюдение за подростком как в школе, так и вне ее и в семье.

·         Осуществить квалифицированную консультацию у психиатра или психотерапевта.

·         Оказать специализированное лечение (при необходимости) у психотерапевта или в специальном учреждении.

·         Установить заботливые взаимоотношения с подростком — незамедлительно побеседовать с ним уже в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, но не в назидательном, а в душевном и доброжелательном тоне.

·         Избегать «дешевых» утешений или упреков.

·         Временно оградить подростка от стрессогенной ситуации.

·         Внимательно выслушать и серьезно воспринять любую жалобу подростка.

·         Прямо спросить о его суицидальных мыслях, намерениях, планах.

·         Выяснить, что же подросток желает изменить в себе, в окружающих, в той ситуации в какую он попал. Предложить конструктивные подходы к выходу из положения и вселить в него надежду на возвращение к нормальной жизни.

 

Особая ответственность в подобной обстановке лежит на

родителях ребенка или других лицах, их заменяющих:

·         Необходимо восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его па такой поступок.

·         Говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием

·         Дать ребенку «излить душу», не перебивая и не одергивая его.

·         Стремиться понять ребенка, почувствовать ситуацию его глазами, быть на его стороне.

·         Принципиальное в такой беседе - не в том, чтобы найти немедленный выход из создавшейся ситуации, а оказать дружественную поддержку ребенку, доверять ему.

·         Такое внимательное отношение к подростку должно оставаться как можно дольше, до полной его психологической и физической реабилитации.

Родители, педагоги , медицинские работники должны всегда помнить: любые переживания и тревоги наших детей и подростков не должны оставаться без их

заботливого, чуткого внимания и помощи, и тогда мысли о самоубийстве обойдут их стороной

                                                                                                        

Педагог-психолог :  Асиенова К.М.

Просмотров: 365


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст