Общешкольное родительское собрание
ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД
Одной из основных проблем современного общества является обострение суицидального поведения среди населения.
Мировое сообщество тревожит тот факт, что самоубийство находится на третьем месте среди причин смерти детей и подростков. Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникают вполне серьезные мысли, чтобы покончить с собой, и с годами суицид «молодеет». Предполагается, что в последующее десятилетие число суицидов будет быстрее всего расти среди детей и подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет.
Что же такое суицид и
суицидальное поведение?
Суицид - это умышленное лишение себя жизни. Он является результатом взаимодействия биологических, генетических, психологических, социальных и экологических факторов.
Суицидальное поведение - всевозможные проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения и т.п. Особенно этот термин применим к подростковому возрасту, когда проявления суицидальной активности отмечаются многообразием. Считается, что суицидальное поведение в 90% случаях - это «крик о помощи» и лишь у 10% таких детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой.
Типы суицидального поведения
Суицидальное поведение условно можно разделить на три типа:
Демонстративное суицидальное поведение - разыгрывание сцен с изображением попыток самоубийства, безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с
расчетом, что вовремя спасут. В среднем каждая четвертая демонстративная попытка суицида заканчивается суицидом по неосторожности.
Аффективное суицидальное поведение - суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда, в силу напряженной
ситуации, может растягиваться на часы и сутки.
Истинное суицидальное поведение — имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной.
Мотивы и причины
детско-подростковых суицидов
Мотивов и причин, побуждающих подростка к совершению суицида множество, но на первый план нередко выступали стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы, и их такой страшный протест мотивировался бездушием, безразличием, цинизмом и жестокостью старших.
Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают такие, как: невыносимая душевная боль; одиночество; стыд за какой-то совершенный проступок; ощущение безнадежности и беспомощности; нестерпимая обида и недовольство собой (самоунижение); выражение путем суицида протеста и разрешения всех проблем.
Факторами, подталкивающими
подростка к самоубийству, могут быть:
· Внутрисемейные конфликты, возникающие из-за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительных отношений с родителями - один из сильнейших стимуляторов суицидов
у подростков.
· Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих.
• Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения ,
удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.
· Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого - « ничего».
· Депрессивное состояние и психическое расстройство (кратковременное или долгосрочное) в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие массированного воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей насилие, низменные стороны жизни,
убийства и самоубийства.
· Генетические факторы - некоторые подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида.
· Неизлечимые болезни - такие как ВИЧ /СПИД, онкологические и венерические нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.
Признаки
суицидальных намерений у детей и подростков
Суицидальное поведение детей и подростков и совершаемые ими суициды, в принципе не могут быть незамеченными окружающими и являться для них неожиданными. Этому, как правило, (за исключением единичных случаев), предшествуют:
Эмоционально-психологические
изменения:
· Скука, грусть, тоскливое выражение лица, уныние, раздражительность.
· Безразличное или враждебное отношение к окружающим.
· Ощущения отчаяния и безысходности, недовольство происходящим, беспричинный или мотивационный страх, тревога.
· Постоянное ожидание непоправимой беды, сны с сюжетами катастроф, аварий.
· Потеря интереса к привычным видам деятельности.
· Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома и прогулы в школе. Снижение успеваемости.
Изменения внешнего вида и поведения:
· Неряшливый и неопрятный внешний вид, угрюмость и оцепенение во взгляде.
· Тихая монотонная и замедленная или ускоренная, высокоэмоциональная речь, односложность ответов на заданные вопросы ими молчание.
· Причитания, склонность к нытью, ворчливость.
· Приведение своих дел в порядок, тщательная уборка в комнате, сбор и сортировка фотографий в альбоме, особенно, если ребенок никогда ранее этого не делал.
· Раздача личных вещей, особенно нужных и очень любимых.
· Уменьшение или увеличение массы тела, потеря аппетита или переедание.
· Плохое поведение в школе.
· Инциденты с вовлечением правоохранительных органов, участие в драках и беспорядках.
· Увеличение потребления табака, пристрастие к алкоголю и наркотикам.
Изменения оценки действительности и собственной жизни:
· Нигилистическое отношение к окружающим и действительности.
· Пессимистическая оценка своего прошлого, наличие воспоминаний только о неприятных событиях, ощущение безнадежности при оценке своего настоящего положения, отсутствие планов на будущее.
· Рассуждения об утрате смысла жизни, прямые или косвенные угрозы или намеки о намерении покончить с собой.
· Поиск себе подобных суицидально-озабоченных в Интернете и других местах.
· Связь с деструктивными сектами. Больше всего самоубийств регистрируется весной, особенно в апреле, в период резких контрастов с цветением окружающей природы и душевной подавленностью.
Как предотвратить суицид?
Исследования показывают, что в большинстве своем молодые люди, которые пытались покончить или покончили с собой, умирать вовсе и не собирались. Они лишь хотели избежать проблем, которые на их взгляд разрешить им не под силу иным способом.
До 75% таких детей и подростков, так или иначе раскрывали свои намерения: искали возможность высказаться и быть выслушанными; намекали об этом своим близким, знакомым, но часто натыкались на глухую стену и не были услышаны, поняты и приняты всерьез.
Поэтому дети и подростки, находящиеся в предсуицидальном состоянии, нуждаются как никогда в индивидуальной, групповой и семейной психотерапии.
При подозрении на попытку
суицида со стороны подростка необходимо:
· Немедленно проинформировать родителей или родственников подростка о возможной беде.
· Обеспечить непрерывное наблюдение за подростком как в школе, так и вне ее и в семье.
· Осуществить квалифицированную консультацию у психиатра или психотерапевта.
· Оказать специализированное лечение (при необходимости) у психотерапевта или в специальном учреждении.
· Установить заботливые взаимоотношения с подростком — незамедлительно побеседовать с ним уже в первые минуты или часы после выявления суицидальных намерений, но не в назидательном, а в душевном и доброжелательном тоне.
· Избегать «дешевых» утешений или упреков.
· Временно оградить подростка от стрессогенной ситуации.
· Внимательно выслушать и серьезно воспринять любую жалобу подростка.
· Прямо спросить о его суицидальных мыслях, намерениях, планах.
· Выяснить, что же подросток желает изменить в себе, в окружающих, в той ситуации в какую он попал. Предложить конструктивные подходы к выходу из положения и вселить в него надежду на возвращение к нормальной жизни.
Особая ответственность в подобной обстановке лежит на
родителях ребенка или других лицах, их заменяющих:
· Необходимо восстановить доверительные отношения с ребенком, добиться, чтобы он рассказал всю правду о случившемся и причинах, побудивших его па такой поступок.
· Говорить с ребенком как с равным, не поучительным тоном, а с пониманием и участием
· Дать ребенку «излить душу», не перебивая и не одергивая его.
· Стремиться понять ребенка, почувствовать ситуацию его глазами, быть на его стороне.
· Принципиальное в такой беседе - не в том, чтобы найти немедленный выход из создавшейся ситуации, а оказать дружественную поддержку ребенку, доверять ему.
· Такое внимательное отношение к подростку должно оставаться как можно дольше, до полной его психологической и физической реабилитации.
Родители, педагоги , медицинские работники должны всегда помнить: любые переживания и тревоги наших детей и подростков не должны оставаться без их
заботливого, чуткого внимания и помощи, и тогда мысли о самоубийстве обойдут их стороной
Педагог-психолог : Асиенова К.М.